Storage

To ensure uninterrupted gas supply to European consumers in peak demand periods or during gas transmission system maintenance, and in order to increase gas sales, Gazprom Group has adopted an underground gas storage (UGS) system development strategy. Potential storage facilities must be located close to pipelines used for natural gas transporting. As a rule, Gazprom Export builds UGS facilities in cooperation with local partners.

Between 2006 and 2019, Gazprom Export’s gas storage capacity in Europe increased from 1.4 to 8.7 bcm. In 2019, available capacity including short-term storage contracts amounted  to 11.7 bcm. 

 
45s
Bergermeer (Netherlands)
Working gas volume 4.3 bcm
Jemgum (Germany)
Working gas volume 0.84 bcm
Etzel (Germany)
Working gas volume 1 bcm
Rehden (Germany)
Working gas volume 4.2 bcm
Katharina (Germany)
Working gas volume 0.47 bcm
Haidach (Austria)
Working gas volume 3.1 bcm
Dambořice (Czech Republic)
Working gas volume 0.32 bcm
Banatski Dvor (Serbia)
Working gas volume 0.45 bcm
 

Gazprom Group participated in underground gas storage projects in the countries along Russia’s main gas export routes:

  • WINGAS GmbH operates UGS facilities Rehden and Jemgum in Germany with total capacity of 4.2 bcm and 0.84 bcm, respectively. 
  • Gazprom Germania together with international partners is working on the Etzel UGS project with total active capacity of  nearly 1 bcm
  • Gazprom Export, WINGAS, and RAG Austria AG operate the Haidach UGS in Austria. Its active gas volume is nearly 3,1 bcm. The Haidach UGS is strategically important to Gazprom Group and ensures security of natural gas supply to the Baumgarten hub, as well as consumers in Slovenia, Croatia, Hungary, Austria, Germany, Slovakia and Italy.
  • Gazprom Export and VNG AG work on the Katharina UGS project in Germany. Its design daily output is 26 mcm with an active gas volume of about 650 mcm. At the moment, the available active volume is 470 mcm
  • In Serbia, Gazprom Group and Serbiagas have completed the Banatski Dvor UGS with active volume of 450 mcm. Gazprom owns 51% share of the project. This UGS facility ensures natural gas supply security for Hungary, Serbia, Bosnia and Herzegovina. At the moment, project partners are also working on the Banatski Dvor UGS expansion up to 750 mcm
  • In the Netherlands, Gazprom has booked 1.9 bcm in the Bergermeer UGS, which was commissioned in 2014. Bergermeer is a strategically located UGS that ensures stable operation of the Nord Stream pipeline and gas supplies security; 
  • Together with Moravske naftove doly (MND) in the Czech Republic, Gazprom Export continues the development of the Dambořice UGS facility, which was commissioned in the summer of 2016. The active volume of the UGS is 325 mcm, while the maximal project capacity is 456 mcm. This project ensures the security of Russia’s natural gas supply via OPAL and Nord Stream pipelines. 

Gazprom Group is also conducting feasibility studies of potential participation in UGS projects in Austria, Slovakia, China and other countries.

Хранение

Для обеспечения бесперебойных поставок природного газа зарубежным потребителям в периоды повышенного спроса и проведения ремонтных работ на газотранспортных системах, а также для осуществления дополнительных продаж газа Группа Газпром реализует стратегию развития системы подземных хранилищ газа (ПХГ). Потенциальные хранилища должны находиться вблизи газопроводов, по которым транспортируется природный газ. Строительство ПХГ, как правило, осуществляется в сотрудничестве с местным партнером.

С 2006 по 2019 гг. собственные мощности хранения газа ООО «Газпром экспорт» в Европе возросли с 1,4 до 8,7 млрд куб. м. В 2019 г. с учетом краткосрочных контрактов на хранение доступные мощности составили 11,7 млрд куб. м.

 
45s
«Бергермеер» (Нидерланды)
Активная емкость хранения 4,3 млрд куб. м
«Йемгум» (Германия)
Активная емкость хранения 0,84 млрд куб. м
«Этцель» (Германия)
Активная емкость хранения 1 млрд куб. м
«Реден» (Германия)
Активная емкость хранения 4,2 млрд куб. м
«Катарина» (Германия)
Активная емкость хранения 0,47 млрд куб. м
«Хайдах» (Австрия)
Активная емкость хранения 3,1 млрд куб. м
«Дамборжице» (Чехия)
Активная емкость хранения 0,32 млрд куб. м
«Банатский двор» (Сербия)
Активная емкость хранения 0,45 млрд куб. м
 

 

Группа Газпром участвует в проектах в сфере подземного хранения газа в странах, через территорию которых проходят основные объемы российских поставок:

  • Компания «ВИНГАЗ ГмбХ» реализует проекты ПХГ «Реден» и «Йемгум» в Германии общей активной емкостью около 4,2 и 0,84 млрд куб. м соответственно.
  • Компания «Газпром Германия» совместно с рядом иностранных партнеров реализует проект ПХГ «Этцель» общей активной емкостью около 1 млрд куб. м.
  • ООО «Газпром экспорт» совместно с «ВИНГАЗ ГмбХ» и «РАГ Австрия АГ» реализован проект ПХГ «Хайдах» в Австрии. Объем активного газа составляет около 3,1 млрд куб. м. ПХГ «Хайдах» является стратегически важным для Группы Газпром и обеспечивает надежность экспортных поставок природного газа в направлении пункта Баумгартен, а также для потребителей Словении, Хорватии, Венгрии, Австрии, Германии, Словакии и Италии.
  • Совместно с компанией «ФНГ АГ» ООО «Газпром экспорт» реализует проект строительства ПХГ «Катарина» в Германии. Его проектная производительность составляет около 26 млн куб. м в сутки, а активный объем газа при выходе на проектные мощности – около 650 млн куб. м. В настоящее время доступная активная емкость газохранилища составляет около 470 млн куб. м.
  • В Сербии Группой Газпром совместно с компанией «Сербиягаз» реализован проект ПХГ «Банатский двор» с активным объемом в 450 млн куб. м газа. В этом проекте доля Группы Газпром составляет 51%. ПХГ обеспечивает надежность экспортных поставок прродного газа в Венгрию, Сербию, Боснию и Герцеговину. В настоящее время партнерами ведется работа по реализации проекта расширения ПХГ «Банатский двор» до совокупной активной емкости в 750 млн куб. м
  • В Нидерландах в 2014 г. введено в эксплуатацию ПХГ «Бергермеер», в объеме которого Газпром использует 1,9 млрд куб. м. Имеющее стратегически важное расположение ПХГ «Бергермеер» призвано обеспечивать стабильный режим работы газопровода «Северный поток» и надежность поставок газа.
  • Совместно с компанией «Моравске нафтове долы» (МНД) в Чехии продолжается строительство ПХГ «Дамборжице», которое было введено в эксплуатацию летом 2016 г. В настоящее время активная емкость ПХГ составляет 325 млн куб. м, а максимальный проектный активный объем хранения – 456 млн куб.м. Проект призван обеспечивать надежность поставок российского газа по газопроводам ОПАЛ и «Северный поток».

Кроме того, Группа Газпром проводит технико‐экономическую оценку возможности участия в проектах в сфере ПХГ на территории Австрии, Словакии, Китая и ряда других стран.